Вся сила в счете! Где и как решать задачи по Го

Если вам нравится решать задачи или же вы хотите потихоньку приучать себя к этому полезному делу, то их вполне можно решать в соответствующем разделе Go Magic. Там целое дерево навыков Го. Его хорошо поливают и на нем появляются новые веточки. Задачи отсортированы по темам и это очень удобно для ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях. 

Но что делать, если хочется еще больше задач, еще больше упорных тренировок? Тсс, расскажу по секрету о нескольких дополнительных вариантах. Я много решал задач в бумажных книгах, на сайтах и в программах. Оказалось, что наиболее удобно это делать на смартфоне. Почему? Потому, что решай всегда, решай везде, решай и никаких гвоздей.

Начнем с программ, а потом расскажу о советах сильных игроков по решению задач.

Обзор приложений

Tsumego Pro

Android | iOS

Наверное, наиболее известная программа, это Tsumego Pro. Она частично платная, но плата небольшая и разовая. 2840 задач разбиты на пять уровней. Первый примерно соответствует 15–13 кю, второй — 12–10 кю. Дальше сами посмотрите, не маленькие. 

При использовании программы можно не заморачиваться и тупо (но лучше с умом) решать ежедневные случайные задачи. Их программа выдает по шесть каждый день, две легкие, две средние и две сложные.

Также можно выбрать конкретную коллекцию и прорешать все ее тематические задачи последовательно, в стиле “Медленно спустился с холма и вытоптал все поле”.

WBaduk

www.wbaduk.com

Прежде всего это сервер для игры в Го, но здесь присутствует хорошая подборка задач. В клиенте доступны 2633 задачи на жизнь и смерть. Они разбиты на семь групп по уровню игры: от начинающих до уровня данов.

Есть мобильный клиент для андроид, но воспользоваться им будет чуть сложнее. Например, в Google Play сейчас этого клиента нет. И я не нашел где можно его скачать с официального сайта. У меня установлена старая версия 3.0.6. Устанавливал из apk-файла. 

Общий алгоритм действий (чур в обморок не падать!): 

  1. Сначала надо установить десктоп-клиент и зарегистрироваться в нем. 
  2. Потом установить клиент для андроида из apk-файла.
  3. В гостевом режиме в мобильном клиенте задачи недоступны, нужно логиниться. 

Казалось, что “чуть сложнее”, а тут такие сложности!

И десктопный и мобильный клиенты бесплатны. По моему скромному мнению, задачи хорошо подобраны по уровню сложности, указанному в настольном клиенте.

BadukPop

www.badukpop.com  

Недавно я искал, искал и доискался. Внемлите и радуйтесь, новая программа — BadukPop! А теперь, грустите — программа с частичным платным функционалом, плата большая и с периодическими платежами. Но! Функционал решения задач бесплатен в некотором объеме. И этого объема достаточно для хорошей тренировки. 

В приложении заявлено более 4000 задач. Задачи разделены на 6 уровней сложности. Их можно решать в двух режимах, Rated и Practice. 

В режиме Rated программа сама подбирает задачи в зависимости от силы вашей игры и дает 1 минуту на решение. Задачи решаются блоками по пять штук. 

В режиме Practice можно самому выбрать уровень сложности задачи и тему (жизнь и смерть, тэсудзи, ёсэ). По умолчанию время решения задачи 1 минута. В платном функционале можно выбрать 2 минуты и без ограничения времени.

Раньше я никогда не решал задачи с лимитом времени, и обнаружил изменение подхода к поиску решения. Когда время не ограничено я считаю все варианты, пока не найду верный. Такой подход хорошо тренирует счет. Одной минуты мне не хватает для расчета вариантов, и я начинаю делать ходы, основываясь на интуиции. 

Такой подход мне не очень понравился, так как он не тренирует счет, а стимулирует поспешные шаблонные ходы. Во-первых, шаблонные ходы не всегда срабатывают. Во-вторых, поспешность ходов является моей слабостью и совсем не хочется ее поощрять решением задач.

С другой стороны, ограничение времени заставляет мыслить быстрее, что важно для реальных партий. Особенно для игры на беёми. Так что это приложение я тоже рекомендую для использования.

Ещё больше сайтов и приложений для решения задач можно найти в полезных ссылках.

Советы опытных мастеров

Чо Чикун, 9-дан про

“Почему так важно решать задачи на жизнь и смерть?

Какой самый главный навык в Го? Это расчет вариантов. В середине игры 80% — это расчет, остальное — интуиция. Для тренировки счёта задачки на жизнь и смерть имеют наибольшую ценность. Ведь при решении задач нет возможности использовать интуицию.

Хотя мы думаем об игре Го как о довольно далекой от вычислений, позиция рано или поздно дойдет до стадии, требующей ожесточенных боевых столкновений. И тогда потребуется умение считать. 

Всё еще есть те, кто обучает новичков, не обучая их задачам на жизнь и смерть или сэмэай. Они учат только фусэки, интуиции, логическому порядку ходов и т.д. Это совершенно неправильно. Это было бы то же самое, что обучать умножению и делению детей, которые даже не научились складывать и вычитать.

Любители и даже профессионалы Го часто делают ходы из общих соображений, не подкрепленные расчетом. Изучение задачек на жизнь и смерть определенно может изменить эту вредную привычку.

Я рекомендую решать несколько простых задач каждый день. Если у вас есть лишний час, решение 60 простых задач, каждую из которых вы можете понять за одну минуту, будет намного выгоднее, чем решение одной сложной задачи, для решения которой требуются все 60 минут. В целом, работа над задачниками, в которых вы можете решить 80%, намного полезнее, чем задачники, в которых вы можете решить только 20%.

Разница между любителями и профессионалами заключается в навыках расчета. Без хорошего счета нет способа победить сильного соперника!”

Заслуженный тренер России Валерий Шикшин, 4-дан

Под редакцией Валерия Шикшина было выпущено много замечательных книг. В предисловиях к некоторым из них Валерий Дмитриевич давал рекомендации по решению задач по тэсудзи.

Цитируется по книге Сэгоэ Кэнсаку “Практический курс тэсудзи”, Казань, 2003.

“Существует три вида слабостей в позиции камней противника: точки разрезания, плохие формы и критические точки стандартных форм иккэн-тоби, кэйма, никэн-тоби, огэйма. Поиск любого тэсудзи базируется на двух слабостях. Атакуя первую слабость, мы получаем дополнительные камни в сэнтэ с тем, чтобы провести сокрушительную атаку второй слабости. 

Нужно правильно и быстро (с одного взгляда) находить первый ход, который определяется исходя из слабостей формы. Очень важно просчитать все варианты тэсудзи и как можно быстрее. 

Одно дело решать задачи по задачнику, совсем другое дело находить и решать задачи во время партии. Если вы долго по времени решаете задачи, то наверняка в партии вы пройдете мимо тэсудзи. С этой целью существуют примерные нормативы для решения задач различной трудности: 1–5 ходов — до 10 сек., 5–15 ходов — до 30 сек., более сложные — до 120 сек.. Если вы укладываетесь в эти нормативы, то у вас хорошее комбинационное зрение. Если нет, то надо совершенствоваться.”

Джеймс Дэвис, 5 дан

В книге Джеймса Дэвиса “Жизнь и смерть” присутствует следующее рассуждение.

“Обычно задачи выглядят следующим образом: ход белых — убить черных, белые начинают и выживают в ко. В реальной партии рядом нет человека, который будет указывать что можно сделать с той или иной группой. Игрок должен сам определить статус стоящих на доске групп.”

Джеймс Дэвис предлагает формулировать задачу следующим образом: каков статус группы? Ответ должен содержать статус в сэнтэ и в готэ. Например, группа жива в сэнтэ и мертва в готэ. Если группа жива в сэки или ко, то это тоже указывается.

Александр Динерштейн, 3 дан про

“Решать задачи на жизнь и смерть групп действительно сложно, но не надо стремиться выбирать самые недоступные. Лучший выбор — такой задачник, где вы можете решить 2 задачи из 3, не тратя более 5 минут на каждую из них. Если вам не хватает 5 минут на решение, значит задача слишком сложна для вас — смело смотрите ответ, но отметьте ее и не забудьте прорешать подобные задачи повторно, через какое-то время.

Ведь даже выставляя правильный вариант, предложенный автором, вы можете извлечь из этого пользу. Иногда встречаются такие ходы которые вы никогда не сможете и представить. А так вы их запомните, и будет проще их находить повторно в ваших собственных партиях.“

Связанные статьи

Оставить комментарий

Reading Is Power! Where and How to Solve Go Problems

If you like solving Go problems or you’d like to start getting yourself used to this fine activity, you might just as well do it in the specially designated place on Go Magic. An entire Tree of Skills is growing there. It is watered regularly and you can see new branches grow on it every now and then. The problems are all sorted into categories which is very convenient for dealing with individual gaps and flaws in one’s knowledge.

But what can you do if you just want to solve more problems, if you need more intense training? Tsss, let me share a few other options with you, but that’s going to be our secret, ok? I’ve been solving many problems from books, on websites and in apps. It turns out that the most convenient option is doing it on your phone. Why? Because nothing beats solving problems “everywhere, all at once”!

Let’s start with some app suggestions and then I’ll share some strong players’ advice on solving problems with you.

Go Problem Apps Overview

Tsumego Pro

Android | iOS

Tsumego Pro is perhaps the most famous Go problem app out there. It’s not entirely free but the payment is small and one time only. 2840 problems are divided into five levels. The first one corresponds to approximately 15–13k, the second one is 12–10k. I guess you can figure it out from here.

The easiest way of using the app is just solving daily problems. You get six of them every day, two easy, two intermediate and two hard ones.

You can also choose any of the problem collections and solve all of its problems one after another, just keep rowing that boat gently down the stream! 

WBaduk

www.wbaduk.com

This is first and foremost a Go server but it has a good set of Go problems too. There are 2633 life and death problems in it. They are further divided into seven categories based on difficulty level, from beginner problems to dan level ones.

There is an android client as well but it will be slightly more difficult to use it. To begin with, it’s not listed on Google Play right now. And I haven’t found a way to download it from their official website. I’ve got the old 3.0.6 version installed from an apk-file. 

Here’s the whole procedure, just don’t faint on me:

  1. First you need to install the desktop client and register an account in it.
  2. Next install the android client from the apk-file.  
  3. As a guest you wouldn’t get access to the problems in the mobile client, so you need to sign in.

 It seemed to be “slightly harder” but this is turning out to be an entire jungle adventure!

Both the desktop and the mobile clients are free. In my humble opinion these problems are well chosen and arranged by difficulty as indicated in the desktop client. 

BadukPop

www.badukpop.com  

I was searching high and low and here is the result. Listen and rejoice, here is the new app — BadukPop! Let me ruin the moment with some bad news. The app is not fully free and the payments are quite big and periodical. However! The problem solving section is free to a certain extent and that extent is enough for some good training.

There are said to be over 4000 problems in the app, divided into 6 difficulty levels. Besides you can solve them in two different modes: rated and practice. In rated mode you will be given a set of five problems and one minute to solve each one. In practice mode you get to choose the difficulty level and the type of problems (life and death, tesuji, yose). The default time settings are still one minute per problem but in the paid version you can change that to two minutes or even unlimited time. 

Solving Go problems with a time limit was a new experience for me. I realized that I had to change my approach to solution search. Without time pressure I would read all of the variations until I could find the right one. This is a good way to practice reading. However one minute is not enough for me to calculate every sequence and I’m forced to play a move based on intuition. I didn’t like this at first, because instead of perfecting reading skills this approach incentivizes making hasty and standard-looking moves. First, standard moves don’t work every time. And second, making hasty moves is one of my weaknesses and I don’t really want to stimulate it by solving problems.

On the other hand a time limit forces you to think faster which is important for real games. Especially for playing on byoyomi. All things considered, this app is very useful and I recommend it too.

You can find more suggested websites and apps for solving Go problems in useful links.

Advice from Go Masters

Cho Chikun, 9 dan pro

“What is the most fundamental skill in Go? 

It is calculation. In the middle of a game, 80% is calculation, the rest is intuition. And for training this most important skill of calculation, life and death problems have the most value. In solving life and death problems, there is no leeway for incorporating intuition.

Though we think of a game as being quite a distance from calculation and life and death problems, a game will still come to a stage requiring fierce contact fights. At such times, your calculation skill will be most important. Even saying so, there are still those who teach beginners without teaching life and death problems or capturing races. They only teach fuseki, intuition and the logical order of moves, etc. This is totally wrong. It would be the same as teaching multiplication and division to children who have not even learned addition and subtraction.

Amateurs and even professionals often play moves that seem logical, not based on any calculation. Solving life and death problems can certainly fix this bad habit.

I recommend solving several simple problems every day. If you have an hour to spend on Go problems, then solving 60 simple problems having spent a minute on each of them is far better than taking on one massive problem that will require all 60 minutes. Generally speaking, it is much more useful to work through books in which you can solve 80% of problems rather than ones where you can only solve 20%.

What really sets professionals and amateurs apart is their calculation skills. There is no way of defeating a strong opponent without equally strong reading skills!”

Valery Shikshin, 4 dan, famous Russian Go teacher

Valery Shikshin edited many wonderful books. In a way of introduction to some of them he sometimes wrote practical suggestions.

The following quote is from Segoe Kensaku’s Tesuji Dictionary, published in Kazan in 2003.

“There are three kinds of weaknesses in Go: cutting points, bad shapes and vital points of such standard shapes as one or two space jumps, keima or ogeima. Searching for a possible tesuji is based on two of such weaknesses. Attacking the first weak spot allows us to get some extra stones in sente, which we can then use to deliver a crushing blow to the other weakness.

You should learn to find the first move quickly, at a glance, just by looking at available shape defects. It’s important to be able to read all tesuji variations as quickly as possible.

Solving problems in a book is one thing, but discovering and solving the same problems in an actual game is very much different. If it takes you a long time to solve a problem, then you will surely miss this tesuji in your game. That’s why we have approximate time standards for different kinds of problems: 1-5 moves – 10 sec or less, 5-15 moves – 30 sec or less, complex ones – 120 sec or less. If you can solve them within these time limits, then your reading ability is good. If not, then you need to practice more.”

James Davies, 5 dan

The following idea can be found in his book on life and death.

“A typical life and death problem looks like this: white to play and capture black or white to play and live in ko. In an actual game however there is nobody around who will give such hints to the players. It is then up to the players themselves to determine the status of all the stones on the board.”

James Davies then suggests asking only one thing before a problem: “what’s the status of this group?” The correct answer then should contain the status in sente and gote. For example, the group is alive in sente and dead in gote. If the stones are alive in seki or ko, the reader needs to indicate that as well.

Alexander Dinerstein, 3 dan pro

“Solving life and death problems can be really hard, but there is no need to choose the most impossible ones. Your best choice is a book in which you can solve 2 problems out of 3 without spending over 5 minutes on any of them. If 5 minutes are not enough, it means that the problem is too hard for you. Check the solution without hesitation but mark this problem and don’t forget to solve these marked problems again after a while.

Even looking at the answer and playing it out on the board can be useful. There are moves out there that are impossible to even imagine. This way you’ll remember them and it will be easier to find them in your games next time.”

Related Articles

Leave a comment