Хикару и Го: почему сериал достоин вашего внимания

Случаются дни, когда записи партий пестрят грубыми ошибками в ёсэ и ходами в готэ. И если неудачные партии стали наводить тоску, значит, самое время сделать перерыв и вспомнить о приятных вещах, связанных с Го. Например, об истории под названием “Хикару и Го”, которая повествует об удивительном пути в мире Го. 

“Хикару и Го” — это манга и аниме, заслужившие известность во всем мире благодаря тщательно проработанному сюжету и интересным персонажам. Сериал, благодаря которому об игре Го узнали по всему миру. В США манга “Хикару и Го” публиковалась в журнале Shonen Jump в 2004-2008 годах, а аниме транслировалось на Toonami Jetstream в 2006-2008 годах (в Японии и аниме, и манга выходили с 1999 по 2003 год). 

Благодаря появлению этой манги в ежемесячных журналах Shonen Jump, целое поколение американцев узнало об игре Го. Я помню, как ходил в местную библиотеку по утрам в субботу и долгие часы проводил в кресле-подушке, поглощая один выпуск Shonen Jump за другим. Мне нравились популярные серии: “Наруто”, “Отчет о буйстве духов”, “Драконий жемчуг Зет”. Но среди бесконечных тайтлов о мускулистых героях и жестоких сражениях, которыми изобилует жанр экшен-манги, мое внимание привлекла трогательная история о забавном пареньке с разноцветными волосами, играющем в настольную игру под руководством эмоционального призрака.

Больше, чем просто сериал о настольной игре

История начинается на чердаке дедушки Хикару Синдо, где наш герой, безответственный школьник, ищет антиквариат на продажу. Ему на глаза попадается старая доска для игры в Го. Когда Хикару касается доски, его взору предстает призрак одного из величайших в истории (вымышленных) игроков Го, Фудзивара Сай.

Однако “Хикару” — это больше, чем просто сериал о Го. Это по-настоящему трогательная история о наставнике и его блестящем (и временами эгоистичном) ученике, в которой тема отношений учителя и ученика является неотъемлемой частью повествования. Гармоничный дуэт главных героев, состоящий из Хикару, мальчика, которому суждено играть в Го, и Сая, воплощения накопленных за многие поколения знаний, работают сообща, погружая зрителя в мир Го. Сай видит в мальчике скрытую силу и стремится раскрыть ее. По ходу повествования мы видим, что Сай поражен потенциалом Хикару, но одновременно с этим не желает мириться с приближающимся окончанием собственного пути.

Он не идеален…

Как и сериал в целом. Один из его недостатков заключается в том, что женским персонажам уделено слишком мало внимания. Акари Фудзисаки, подруга Хикару и, возможно, его возлюбленная, получила больше всего страниц/экранного времени, однако большинство реплик и мотивов Акари связаны с Хикару, и единственный эпизод, когда она действует независимо от главного героя — это момент, когда она становится капитаном женской команды школы Хазэ. Но даже это происходит по большей части за кадром.

Обложка 18-го тома манги

С другой стороны, отсутствие женщин-игроков в “Хикару и Го” отражает реальное положение вещей, ведь мир Го страдает от серьезного гендерного неравенства. Возможно, появление в сериале сильных женских персонажей пошло бы ему на пользу. Так или иначе, все это говорит о серьезной проблеме в мире Го. В ходе анкетирования любителей Го, проведенного в 2016 году , Международная федерация Го пришла к выводу, что в 41 из 50 опрошенных стран доля женщин-игроков составляет менее 20 процентов.

Влияние на Го в Америке

Манга и аниме были выпущены тиражом более 25 миллионов экземпляров, и привели в мир Го огромное число новых игроков. Согласно годовому отчету Американской ассоциации Го за 1999–2000 годы, в AGA было 1138 активных игроков, в том числе только 110 человек, зарегистрированных в 1999 году. Но уже в 2007 году их число выросло до 2200 человек, из которых 600 были новичками. 

Чем объясняется такой приток новых игроков? Одним из виновников был потоковый видеосервис Toonami Jetstream, который в то время транслировал “Хикару и Го”. И хотя мы не можем связать рост числа новых игроков исключительно с показом аниме, весьма вероятно, что эти два события взаимосвязаны. К сожалению, в 2020 году количество новых членов федерации вновь снизилось до 421 человека.

Какую версию читать или смотреть? 

Существует несколько воплощений “Хикару и Го”: оригинальные манга и аниме, а также китайский киносериал 2020 года, являющийся ремейком. Я бы сказал, что единственный неверный ответ — это ремейк. На самом деле, сериал очень качественный и увлекательный, однако я считаю, что он интересен скорее как дополнение к оригиналу, а не как самостоятельная картина. Манга и аниме отличаются, у них свои сильные и слабые стороны. Лично я считаю, что лучше начинать с манги, затем смотреть аниме, а уже потом — сериал. Начав с манги, вы сможете погрузиться в сюжет и насладиться иллюстрациями. Затем перейдите к аниме и почувствуйте влияние музыки, которая дополняет историю. И наконец, посмотрите ремейк и понаблюдайте за тем, как эта история выглядит в исполнении актеров.

“Дух игры” — китайский ремейк “Хикару и Го”

Где можно почитать мангу и посмотреть сериал?

Сериал доступен для просмотра на разных потоковых платформах, в том числе на Кинопоиске, more.tv, Okko и ivi. Мангу с русским переводом несложно найти на просторах Интернета. Китайский сериал-адаптация доступен для просмотра на IQIYI.

Партии из “Хикару и Го” выдуманные или настоящие?

Нет. Все это партии настоящих игроков, причем, в большинстве своем — классические. Например, почти все партии Фудзивары Сая в аниме на самом деле были сыграны легендарным Хонинбо Сюсаку, одним из сильнейших игроков в истории Го.

Все партии из аниме и манги можно скачать по ссылке: hikaru-games.zip.

Для тех из вас, кто не хочет разбираться с просмотром кифу, я приведу три из них.

Партия 1

Глава 2: “Начало великого соперничества” 
Хикару/Сай (Ч) – Акира (Б)
Хонинбо Сюсаку (Ч) – Хонинбо Сюва (Б)
11 ноября 1851 года
Скачать SGF

Первая встреча Сая/Хикару и Акиры за доской. Соперничество, зародившееся в результате этой партии, является движущей силой остальной части истории. Акира — юный гений Го, сын нынешнего мэйдзина. Однако во время партии с Хикару (точнее с Саем, указывающим ему ходы) Акира чувствует себя беспомощным (этот момент был приукрашен ради зрелищности).

Кадр из аниме “Хикару и Го”, серия 1

Партия 2

Бонусная глава после главы 51: “Партия с тройным ко”
27 апреля 1724 года
Хикару (Ч) – Кимихиро Цуцуи (Б)   
Нагано Кайдзан (Ч) – Иноэ Сюнсэки (Б)
Скачать SGF

Любопытно, что авторы включили эту партию в “Хикару”, поскольку, согласно “The Incident Room” Джона Фэйрбэрна, это первый подтвержденный случай тройного ко в истории Японии. В главе персонажи говорят о том, насколько редко возникает тройное ко. При этом, что примечательно, бонусная глава не попала в аниме. По словам Фэйрбэрна, “партия была признана несостоявшейся”.

Эпизод из манги “Хикару и Го”, том 6, гл. 51, бонусная

Партия 3

Глава 116: “Противостояние поколений”
1 мая 1997 года
Сай (Б) – Тоя мэйдзин (Ч) 
Йода Норимото (Б) – Рин Кайхо (Ч)
Скачать SGF 

Один из интереснейших моментов сериала — противостояние Сая и мэйдзина Тои. Оба игрока являются величайшими представителями своих поколений, и поистине эпический момент. В реальной жизни эта партия состоялась между Йодой Норимото и Рином Кайхо в 22-й Лиге Мэйдзин.

Эпизод из манги, том 14, глава 116

Перевод с английского: Антон Рочев

Связанные статьи

История о путешествии в Китай, которая остается интересной даже 10 лет спустя

Будучи энтузиастом Го (это слово мне кажется более изящным, чем просто “любитель”), я предпочитаю уделять больше времени изучению культуры игры (просматривая Twitch и YouTube, читая…

Оставить комментарий

Revisiting “Hikaru No Go” and Why You Should Watch It!

On days where “gote” moves and endgame blunders fill a player’s kifu book, it’s good to take a break and try to remember the joys of Go. One story, “Hikaru No Go,” captures the wonder of learning how to play Go. 

“Hikaru” is a manga and anime that is renowned around the world, for its well-written storyline, and engaging characters, and for creating a larger awareness of Go around the world. In the U.S., “Hikaru” ran in Shonen Jump between 2004–2008, and it aired on Toonami Jetstream between 2006–2008. (Both the anime and manga ran from 1999 to 2003 in Japan.) 

It served as a generational introduction to Go for many Americans, and was featured in the monthly Shonen Jump magazines. I remember going to my local public library on Saturday mornings and spending hours parked in a beanbag chair endlessly devouring issue after issue of Shonen Jump. I loved all the usual suspects: “Naruto”, “Yu Yu Hakusho”, “Dragon Ball Z”, but amongst all those testosterone-laden battles, muscular heroes, and riveting action mangas, there was a touching story about a funny-looking multi-colored haired kid playing a board game and haunted by a highly expressive and overly emotional ghost that captured my attention. 

It’s More Than Just a Show About a Board Game

The story begins in Hikaru Shindo’s grandpa’s attic, where our irresponsible middle-school hero searches for antiques to sell. He finds an old Go board that, when touched, reveals it’s harboring the ghost of one of history’s greatest (fictional) Go players, Fujiwara No Sai.

However, “Hikaru” is more than just a show about Go. It’s a truly touching story about a mentor, and his bright-eyed (and occasionally selfish) student. The theme of the mentor and the student is a touching and integral part of the story. The protagonist, Hikaru, a boy destined to play Go, and Sai, the physical embodiment of thousands of years of generational knowledge, work together in harmony as teacher and pupil. Sai sees greatness in the boy and he seeks to harness and unleash that potential. It’s clear that Sai is both amazed by Hikaru’s potential, but also struggles with the impending conclusion of his own journey. 

It Isn’t Perfect…

The show isn’t perfect. One problem is that the story offers very little agency to any of the female characters. Akari Fujisaki, Hikaru’s friend and potential love interest, is the female who gets the most page/screen time, but most of Akari’s lines and motivations are all centered on Hikaru, and the only real moment she’s given any agency is when she becomes the captain of the Haze Middle School girl’s team, but even most of that growth happens off screen. 

Manga vol. 18 cover

The lack of female Go players in “Hikaru” is accurate in the sense that the world of Go suffers from a large gender disparity between males and females. It’s unfortunate that there aren’t any stronger female characters in the series, as it detracts from the series. This speaks to a larger problem in the world of Go. In a 2016 Go population survey, The International Go Federation found that in 41 of 50 surveyed countries, they had less than 20 percent female Go players.

The Impact on American Go

With over 25 million copies in circulation, the manga and anime had a significant influence in bringing new players into the game. According to the American Go Association’s 1999–2000 Annual Report, the AGA had 1138 full members, including only 110 youth members in 1999. Compare that to 2007, when the AGA grew to over 2,200 members, including 600 youth. 

What increased youth membership so quickly? One culprit was Toonami Jetstream, who aired “Hikaru No Go” during that time. While we can’t tie the increase in youth solely to the show’s airing, it seemed to have a positive correlation. Unfortunately, youth memberships were back down to 421 in 2020.

Which Version Should I Read or Watch? 

There are several incarnations of “Hikaru No Go.” The manga, the anime, and the reimagined Chinese live action remake in 2020. I’d say the only wrong answer is the live action remake. It’s actually very entertaining and well done. However, I believe that it’s more entertaining as a companion to the original anime and manga, then as a standalone. The manga and the anime have different characteristics, strengths and weaknesses. If I had to pick a perfect order, I’d pick manga, anime, and then the live action series. If you start with the manga, you can devour the story and enjoy the artwork. Then, move on to the anime, and feel the effects and resonance of the music being added to the story. Lastly, watch the live action remake and see the show played out with actors. 

Qi Hun — Chinese “Hikaru No Go” remake

Where Can I Watch?

The show is available to watch on multiple streaming platforms including Hulu, Crunchyroll, and Amazon Video. The manga is available to read on VIZ Media for a cheap subscription. The Chinese live action adaptation is available for streaming on the IQIYI.

Are the Games in “Hikaru” Real Games? 

Yes, they are all real games! In fact, they’re most recreations of games from history. As an example, almost all of the games played by Fujiwara no Sai in the anime were in fact games of the legendary Honinbo Shusaku, one of the strongest players who ever lived.

You can download all games from the anime and manga here: hikaru-games.zip

In case that seems too much, here are three such games for your enjoyment.

Game 1

Chapter 2: “The Birth of a Great Rivalry” 
Hikaru/Sai (B) vs. Akira (W)
Honinbo Shusaku (B) vs Honinbo Shuwa (W)
November 11, 1851
Download SGF

This is the first match between Sai/Hikaru and Akira. It’s the birth of the rivalry that drives the rest of the story. Akira is a prodigy, and son of the current Meijin. However, Hikaru (with Sai telling him how to play) makes Akira feel powerless. (This is embellished for the sake of the show.)

Screenshot from “Hikaru No Go” anime episode 1

Game 2

Bonus Chapter after Chapter 51: “The Triple Ko Game”
April 27, 1724
Hikaru (B) vs. Kimihiro Tsutsui (W)   
Nagano Kaizan (B) vs. Inoue Shunseki (W)
Download SGF

It’s interesting they included this game in “Hikaru” as according to “The Incident Room” by John Fairbairn, it’s the first “confirmed” sighting of the triple ko in Japanese history. The chapter that it’s included in, makes sure to point out the significance of the triple ko. However, interestingly enough, the bonus chapter was not included in the anime. According to Fairbairn, “the game was declared void”.

Scan from “Hikaru No Go” manga, vol. 6, ch. 51 bonus

Game 3

Chapter 116: “A showdown across generations”
May 1st, 1997
Sai (W) vs. Toya Meijin (B) 
Yoda Norimoto (W) vs. Rin Kaiho (B)
Download SGF 

One of the best moments of the series is when Sai takes on Toya Meijin, both players are heralded as the greatest of their generation, and it’s a truly epic moment. In real life, this is a game between Yoda Norimoto and Rin Kaiho in the 22nd Meijin League.

Scan from “Hikaru No Go” manga, vol. 14, ch. 116

Related Articles

Leave a comment