История о путешествии в Китай, которая остается интересной даже 10 лет спустя

Будучи энтузиастом Го (это слово мне кажется более изящным, чем просто “любитель”), я предпочитаю уделять больше времени изучению культуры игры (просматривая Twitch и YouTube, читая книги и статьи, и так далее), чем кропотливому заучиванию дзёсэки или разбору партий.

Знакомясь с культурой Го, я наткнулся на книгу “Go Nation: Chinese Masculinities and the game of Weiqi in China”. Книга не издавалась на русском, и ее название можно перевести как “Нация Го: о мужественности и игре вэйци в Китае” [прим. переводчика]. Вэйци — китайское название Го. Книга показалась мне объемной и немного непонятной для обычного любителя… то есть, простите, энтузиаста Го, но мое внимание приковала фотография на обложке, на которой несколько молодых людей играют в Го.

После первых нескольких страниц я понял, что автор — не просто профессор, изучающий мужественность в Китае сейчас и в прошлом, но и большой любитель игры.

Я разделил рецензию на эту книгу на несколько частей.

  1. Путешествие в Китай и игра в Го.
  2. Исследования мужественности, элитарности и гендерных ролей в Го.
  3. Документальный фильм.
  4. Обновление глав об искусственном интеллекте.
  5. Дополнения к книге и заключение.

Путешествие

Включите музыку пободрее. Только вместо отжиманий, набивки кулаков о мясные туши и потного итальянца, бегающего по лестнице, приготовьтесь увидеть нахмуренные брови, гениальных десятилеток, а еще стариков, смолящих папиросы в парке. 

Эта глава книги начинается с прибытия в Китай. Автор рассказывает о трехнедельном пребывании в школе Wenbo, где он, вместе с десятилетними детьми, изучал Го. Эта часть книги напоминает один из эпизодов документального фильма “The Surrounding Game”, в котором Бен Локхарт отправляется в Корею, чтобы изучать Го с маленькими детьми, и узнает, насколько серьезно обучают игре Го в других странах. Как и Локхарт, Московиц играл с детьми каждый божий день. Профессор с юмором вспоминает о своем пребывании в школе, где он быстро стал одним из лучших учеников (к радости своего учителя), а затем потерпел сокрушительное поражение от юного вундеркинда, которого окрестил “Бобби Фишером от мира вэйци”.

Московиц тренируется с учеником Wenbo

Московиц рассказывает о том времени, когда почти каждый день играл в Го в парке с пенсионерами. Многие дети в Китае учатся и состязаются за право зарабатывать на жизнь с помощью преподавания Го или участия в турнирах. Однако же, практически все игроки в парке были людьми преклонного возраста, принадлежавшими к “рабочему классу”. И пока дети мечтают о будущем, пожилые люди думают о настоящем. О том, как занять свободное время и наслаждаться своим возрастом. Истории Московица о том, как люди играют, учатся и находят новых друзей, не произнося ни слова о своей личной жизни, понятны большинству игроков в Го.

Мужественность, элитарность и гендерные роли

Помимо описания путешествия, книга достойна внимания и благодаря исследованию мужественности в Китае и значении пола в мире Го. Московиц пишет о взглядах на мужественность и о том, как они менялись на протяжении истории. Приведу пример из книги:

Важным образом для исторического становления китайской мужественности был талантливый ученый (кайзи). Ученых мужей изображали, как правило, хрупкими, утонченными и красивыми, и наделяли качествами, которые на Западе назвали бы женской красотой. Как отмечает Чжоу Ва-Шен, в этом контексте «мягкость, доброта и утонченность не обозначают отсутствие мужественности, а являются ее развитием и закономерным итогом» (стр. 50)

Автор подробно рассказывает о том, как представления о мужественности в Китае менялись на протяжении нескольких династий, а также о том, как они соотносятся с западными ценностями. 

Московиц спрашивал у жителей Китая о причинах малого числа представительниц прекрасного пола на турнирах по Го, и получил самые разные ответы. Многие из этих ответов говорят о существовании строгих гендерных стереотипов, например о том, что мужчины более способны достичь успеха в Го. Основными причинами малого числа женщин в профессиональном Го Московиц считает пессимизм и отсутствие поддержки со стороны общества. 

Наконец, я перефразирую некоторые идеи автора об элитарности и ее роли в истории Го. Московиц отмечает, что эта игра требует огромных затрат времени и стала по-настоящему доступной лишь для тех, у кого есть время и деньги, необходимые для достижения успехов. Это лишило средний и низший классы возможности глубоко изучать игру и играть на высоком уровне. 

Другие главы книги и документальный фильм

Книга ориентирована людей, не знакомых с Го, и рассказывает об основах игры, в том числе о захвате территории, подсчете очков и даже о том, как правильно держать камень, давая объяснение этой традиции. Автор объясняет, что держать камень между средним и указательным пальцами — это не просто вежливость, и подкрепляет эту точку зрения словами Хун По, исполнительного директора франшизы школы Ни Вэйпина:

“Это называется «журавль склоняет голову» (хэ дяньтоу). В Китае много журавлей [он поднимает руку, будто держит камень вэйци]. Напоминает журавля, поднимающего голову. Всякий раз, когда вы ставите камень на доску, журавль склоняет голову [он опускает руку, демонстрируя движение]… Это клюв журавля. Он опускает голову и осторожно кладет камень на доску [Хун По снова опускает руку]. В китайской культуре это считается очень красивым зрелищем. Поэтому, играя в вэйци, каждый раз, когда вы ставите камень на доску, вы демонстрируете свое уважение к сопернику” (стр. 79)

В дополнение к книге Московиц снял документальный фильм о своем пребывании в Китае, в котором приводятся интервью со многими упомянутыми в книге людьми, а также кадры из путешествия. И хотя картина уступает масштабом таким фильмам, как “AlphaGo” и “The Surrounding Game”, я все же считаю ее заслуживающей внимания. Фильм можно найти с помощью быстрого поиска на YouTube, по запросу “Чудеса вэйци”.

Обновление глав об искусственном интеллекте

В 2013 году Московиц пишет: “Несмотря на то, что компьютерная программа Deep Blue победила чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова еще в 1997 году, программисты сходятся во мнении, что до создания программы, способной обыграть профессионального игрока в вэйци, еще очень и очень далеко” (стр. 30).

2014…

2015…

2016… В кадре появляется AlphaGo и, словно Киллмонгер из “Черной пантеры”, бросает вызов Т’Чалле (Ли Седолю), предлагая сразиться за трон. И вот уже AlphaGo стоит над телом поверженного соперника и кричит: “И это ваш король?”

Шутки в сторону. Книга Московица была опубликована в 2013 году, примерно за три года до партии Ли Седоля и AlphaGo. Очевидно, что автор не мог предвидеть революцию ИИ, которая навсегда изменит игру Го. Я связался с Московицем, чтобы узнать, что он скажет об ИИ и Го. И вот что он ответил: 

“Разумеется, я, как и все мы, с большим интересом наблюдал за партиями Ли Седоля, и был сильно впечатлен, даже шокирован результатами. В то время я понятия не имел об инновациях в программировании, которые позволили ИИ придумывать ходы, а затем скажем так, проигрывать их у себя «голове», не полагаясь на прямой просчет/запоминание, как это делали шахматные программы. Будучи любителем научной фантастики, я уже представляю, как AlphaGo и автомобильные программы автопилотирования станут родоначальниками разумного ИИ. Обе эти программы учат компьютеры думать примерно так же, как это делаем мы, люди. К худу или к добру это — покажет время, но уже сейчас мы видим, как ИИ стали использовать для обучения и оттачивания игровых навыков. Шахматисты уже давно делают это, а вот для мира Го это в новинку.”
— Марк Московиц (интервью с Джей Мэтсоном)

Дополнения к книге и заключение

Во время первого путешествия в Китай, Московиц часто играл с 68-летним господином Сюем по несколько партий в день. Мистер Сюй часто подтрунивал и шутил, но его стиль игры был стремительным, агрессивным, а иногда и беспечным. “Мы с мистером Сюем играли мощные, волнительные, бескомпромиссные партии, чаще всего в парке, и я наслаждался каждой минутой”. (стр. 124)

Друзья Московица наслаждаются Го в парке

Он пишет, что было вполне нормальным явлением, когда один из игроков переставал приходить на встречи, а ввиду преклонного возраста группы, чье-либо отсутствие расценивалось как “дурной знак” (стр. 124). И когда Московиц вернулся в Китай во второй раз, чтобы продолжить работу над книгой, он так и не встретил господина Сюя в парке.

В завершение интервью я спросил у автора, есть ли ему что добавить к сказанному в книге. Он заявил, что по-прежнему играет онлайн каждый день, но после завершения исследования больше не возвращался в Китай, и потерял связь с большинством людей, упомянутых в книге.

Он рассказал, что во время последнего визита в памятный парк, он принес пару пачек сигарет и раздал их в знак благодарности за проведенное вместе время.

“Хотя завсегдатаи парка редко говорили о личном, ограничиваясь комментариями к партиям, все они испытывали исключительно сильное чувство товарищества. Многие из них виделись почти каждый день на протяжении десяти лет. И хотя их общение было спокойным, оно мало чем отличалось от поведения спортивных фанатов. Разумеется, не было ни алкоголя, ни воплей, но в глазах людей, наблюдающих за мастерскими ходами на доске, был виден тот же энтузиазм. Красивые ход неизбежно сопровождались восторженными комментариями зрителей, а если кто-то упускал возможность нанести сопернику сокрушительный удар, на их лицах читалось разочарование” (стр.126)

Читая эту главу в 2022 году, нельзя не вспомнить сериал “Ход королевы”, который (внимание, спойлеры!) заканчивается тем, что героиня Ани Тейлор-Джой садится играть в шахматы с пожилым джентльменом в парке. Роман “Ход королевы” был опубликован в 1983 году и приобрел известность благодаря сериалу Netflix, выпущенному в 2020 году. Обе сцены в парке — в сериале и в книге Московица 2013 года, — отражают суть Го и шахмат, о которой часто забывают в погоне за победой и самосовершенствованием. Го дарит нам возможность наслаждаться игрой и делиться этим удовольствием с другим человеком, независимо от того, насколько красивой или жестокой будет партия. Независимо от того, кто сидит по ту сторону доски.

Перевод с английского: Антон Рочев

Связанные статьи

Оставить комментарий

One Man’s Journey to Study Go in China Still Resonates with Audiences over Ten Years Later

As a Go enthusiast (a more polite word than casual), I spend many hours consuming Go culture (Twitch, YouTube, books, articles, etc.), rather than painstakingly studying joseki or reviewing games.

In my appetite for Go culture, I stumbled across the book, “Go Nation: Chinese Masculinities and the game of Weiqi in China.” (Weiqi is the Chinese word for Go) The book sounded lengthy and somewhat inaccessible for a casual Go–sorry I mean–Go enthusiast, but the cover image of several young adults playing Go grabbed my attention.

It became apparent as I flipped through the first few pages, that the author wasn’t just a university professor who studied the historical and modern masculinity in China, but also a lover of the game.

I’m splitting my review of his book into several parts.

  1. Moskowitz’s journey playing Go in China.
  2. His studies on masculinity, elitism, and gender roles in Go.
  3. Moskowitz’s video documentary.
  4. An update to the AI section of the book.
  5. Life updates and final thoughts.

The Journey

Cue the “Rocky” music. Except, instead of montages of pushups, punch combinations, and a sweaty Italian man running up stairs–get ready for furrowed brows, genius ten-year-olds, and old men smoking cigarettes in a park. 

This section of the book begins with his arrival in China, where he describes his experience studying Go for three weeks with ten-year-olds at the Wenbo School for children. This scene in the book is reminiscent of the documentary “The Surrounding Game,” where Will Lockhart goes to Korea to study Go with young children, and discovers how serious the study of the game is in other countries. Similar to Lockhart’s experience, Moskowitz played against children every single day. Humorously, he reminisces about his time in the school, where he quickly became one of the best students (much to his teacher’s delight) before being soundly defeated by a young prodigy he dubbed “Bobby Fischer’s reincarnated spirit in the Weiqi World.” 

Moskowitz and a Wenbo student practicing

He tells another story where he plays Go in a local park, almost every day, with retired gentlemen. While many of the children study and compete for the opportunity to earn a living in the Go world, whether by teaching or by playing, he notes that all the players in the park were mostly “retired senior citizens” who were from the “working class.” While children often focused on the future, the older men focused on the present. Of “keeping busy and enjoying one’s later years.” As a Go player, the stories Moskowitz shares about playing, learning, and making connections, all without hardly ever speaking a word about one’s personal life, are relatable to most Go players.

Masculinity, Elitism, and Gender Roles

Besides his personal journey, the book is also a worthwhile read for his writings on Chinese masculinity and the role of gender in the world of Go. Moskowitz writes about the view of masculinity, and how it’s changed across Chinese history. One example from the book reads:

“An important figure in historical constructions of Chinese masculinity was the talented scholar (caizi). Talented scholars were usually depicted as frail, delicate, handsome, and possessing what in the West might be called a feminine beauty. As Chou Wah-Shen notes, in this context, ‘For a male to be soft, gentle, filial, and subtle is not a deprivation of his manhood but its fulfillment and completion.’” (pg. 50)

He goes in greater depth about how Chinese masculinity changes across several dynasties, as well as how Western values compare and contrast historically. 

He also talked to many people in China about the lack of female representation in the competitive world of Go, and received a variety of answers, many of which speak to the heavily gendered stereotypes of male’s aptitude to succeed at Go. It’s clear that Moskowitz feels that the pessimism and lack of support towards females in Go, is a major reason for the lack of female players. 

Last, I’ll paraphrase some of his thoughts on elitism, and its role in the history of Go. He writes it is a game that requires a massive time commitment, and has only ever become truly accessible to those with the time and money needed to achieve at the game. It has left the middle and lower classes out of the opportunity to truly study and play the game. 

Other Sections of the Book and the Documentary

The book caters towards non-Go players by teaching the very basics of the game, including capturing, scoring, and even how to hold a stone, and one explanation behind the tradition. According to Hong Po, the CEO of the Ni Weiping school franchise, he explains that holding the stone between the middle and index finger goes beyond politeness.

“This is called, ‘The crane bows its head’ (he diantou). China has a bird called a crane. [He raises his hand as if he were holding a weiqi stone.] It is like a crane raising its head. Every time you place a stone on the board it is like the crane is lowering its head. [He lowers his hand like a crane bowing its head.]… This is the crane’s beak. Then it lowers its head and gently places the stone on the board. [He lowers his hand again.] In Chinese culture this is a very beautiful thing. So when you play Weiqi, every time you place a stone on the board you are demonstrating your respect for your opponent.” (pg. 79) 

In addition to the book, Moskowitz produced a documentary of his time in China that includes interviews with many of the people from his book, as well as footage from his journey. I highly recommend you check this out. While not a big production like “AlphaGo” or “The Surrounding Game,” the documentary “Weiqi Wonders: Conversations of the Game of Go in China” is a worthwhile watch and found by a quick YouTube search

An Updated Take on AI

In 2013, he stated that, “Though the computer program Deep Blue defeated world chess champion Garry Kasparov in 1997, computer programmers agree that they are not even close to developing software that can compete with a professional Weiqi player.” (pg. 30) 

2014…

2015…

2016… AlphaGo enters the scene like Killmonger challenging T’challa (Lee Sedol) for the throne in “Black Panther” and screaming over T’challa’s fallen body “Is this your king?”

All jokes aside, Moskowitz’s book, published in 2013, arrived about three years before the events of Lee Sedol vs. AlphaGo. Obviously, he couldn’t have foreseen the AI revolution that was about to change the game of Go forever. I reached out to Moskowitz for his current thoughts on AI and Go. Here’s what he said: 

“Of course I watched the Lee Sedol games with great interest like the rest of us and was duly impressed, and a bit shocked, by the results. At the time I had no idea about the innovative computer programming that was teaching AI to randomly think of moves and then play them out logically in its head, so to speak, rather than relying on brute force/memorization like the chess programs had been doing. As a science-fiction fan I can’t help but think that AlphaGo, as well as self-driving cars, will be the ancestors to sentient AI in the future, in that they are both training computers to think in ways that are very similar to the ways that we think things out. Whether that will be a good thing or a bad thing only time will tell, but for now we can see a shift in relying on AI to train and improve that has long been familiar to the chess world but is relatively new in Go circles.” 
— Marc Moskowitz (interview with Jae Matson)

Life Updates and Final Thoughts

In Moskowitz’s first journey to China, he often played with “Mr. Xu, a sixty-eight-year-old man” every day for several games a day. Mr. Xu often teased and joked with Moskowitz, but his playing style was rapid, aggressive, and sometimes careless. “Mr. Xu and I had wild, dramatic, all-or-nothing games that were the prevalent style of play at the park, and I loved every minute of it. (pg. 124)

Moskowitz’s park companions enjoy Go

He writes that it was normal for members to stop showing up, and with the advanced age of the group, the absences took on a “particularly ominous significance.” (pg. 124) In fact, when Moskowitz returned to China the second time to continue working on the book, he could not find Mr. Xu at the park. 

As a closing part of my interview, I asked if he had any updates on his book. He stated that he still plays online every single day, but hasn’t been back to China since he did the research, and has lost touch with most of the people in his book. 

He did share that the last day he went to the park, he brought a couple cartons of cigarettes to hand out as a ‘thank you’ for all the time spent together.

“Although the park regulars rarely spoke about matters beyond commenting on the games that were being played, there was an exceptionally strong sense of camaraderie. Many of them had seen each other almost every day for ten years. Though admittedly more sedate, their interactions were not unlike the behavior of sports fans. There was of course no alcohol or shouting, but one witnessed the same enthusiasm of several people watching a masterful move. Inevitably, such moves were met with enthusiastic comments from several onlookers, and one could see their shared disappointment when someone missed an opportunity to deal his opponent a crushing blow.” (pg.126)

One can’t read this chapter in 2022 and not be reminded of “The Queen’s Gambit, where (SPOILER ALERT) the series ends with Anya Taylor-Joy’s character sitting down for a game of Chess with an older gentleman in a park. “The Queen’s Gambit,” was originally published as a novel in 1983, but later popularized in the 2020 Netflix show. Both park scenes, both from “The Queen’s Gambit” and from Moskowitz’s 2013 book, capture the essence of Go and Chess that is often forgotten in the pursuit of greatness and self-improvement. The heart of the game of Go is to enjoy and to share, whether played beautifully or brutally, and whether young or old.

Related Articles

Leave a comment